Но есть в материалах о Маршалле-младшем и нечто, что превращает это исследование в расследование. В примечаниях сайта Powys-Libbe Forbears есть сведения о том, что газета "The Times" за 19 августа и 20 августа 1790 г. упоминает имя Маршалла. Оба этих номера были предоставлены Тимом Повис–Люббе:
"В письме, полученном от друга из Петербурга, есть интересные подробности, относящиеся к последнему морскому сражению России со Швецией: "Побоище галерных флотов, одним из которых командовал лично король Швеции, было ужасным. Восемь русских фрегатов, под командованием иностранцев, пришедшие на помощь галерам, были потеряны. Пятеро английских капитанов были убиты, и более двух дюжин дочерей стали вдовами в один день. У Денисона прострелена голова, Тревонен умер от ран. Бедный Перри тоже: жизнь его могла сложиться в замечательную историю, но его карьера закончилась попаданием артиллерийского ядра прямо в грудь, и рыдающей над ним молодой женой. Как бы то ни было, капитан Маршал — наш любимец, он застрелил русского офицера, собиравшегося ударить его, после того как они потеряли 200 из 230 человек экипажа корабля, и судно с 30-ю оставшимися уходило на дно, Маршал сам прыгнул в воду. Живыми было подобрано другими кораблями еще пять человек.
В последней войне между Россией и Турцией, капитаны Перри Денисон были лейтенантами на борту "Кингбергена", являвшегося датским адмиральским кораблем на Чёрном море. Они были атакованы тремя кораблями противника, два из которых превосходили их, а один был равным по силе. Они дрались с исключительной храбростью, но надежды спасти свой корабль не было. Они готовились взорвать судно и себя вместе с ним, и уже попрощались друг с другом, как враги решили оставить этих храбрецов для грядущей славы".
The Times за 19 августа 1790 г.
"Россия и Швеция.
События в Выборге, считающиеся делом репутации, много добавляет оной королю Швеции. Его потери были изрядны. Но русские выиграли не слишком много, с кораблями, севшими на мель и уничтоженными шведами, они потеряли 5 линкоров и 3 фрегата. Реальные шведский потери были 7 линкоров и 3 фрегата, 3 галеры, 13 вооружённых судов и несколько транспортов, которые были сожжены по случайному стечению обстоятельств и по ошибке, своими брандерами, а не действиями русского флота, появившегося, казалось бы, для того, чтобы к своему удивлению увидеть мужество, руководящее действиями врага.
В последнее столкновение между этими враждующими флотами потери русских насчитывали 4 больших фрегата, 16 больших галер и 8 судов поменьше, которые были вывезены (взяты в плен). Один фрегат был потоплен, а три или четыре других, подозреваем, разделили ту же судьбу. Количество пленных насчитывает 6389. Потери шведов — одна турума (тип парусно-гребного судна, разработанное Ф. Чапманом — авт.) или большая артиллерийская лодка и две таких же, но поменьше".
The Times 20 августа 1790 г.
На этой же странице газеты, но в первом столбце, озаглавленном "Лондон", который по своему содержанию можно понять как "Разное", имеется маленький абзац самый последний внизу колонки:
"Капитан (в английском смысле этого слова заключено понятие "командир корабля", — авт.) Маршал, стрелявший в русского капитана (тот же смысл. — авт.) в последнем столкновении со шведами, пытавшегося спасти оставшихся 30 смельчаков из двухсот человек, геройски сражавшихся с превосходящей силой, мог бы быть назван героем в Петербурге, но в Англии это должно видеться как жестокое и варварское убийство. Что хорошего лишать творенья Божьего жизни, будучи самим твореньем Божьим, перепутав гуманизм с мужеством?"
The Times 20 августа 1790 г.
Этот маленький абзац, напечатанный вне раздела "Россия и Швеция", нанёс некогда Маршаллу-старшему удар не менее страшный, чем шведские ядра и картечи. Удар по чести семьи.
Анализируя публикации в The Times за 19 августа и 20 августа, стоит обратить внимание на определенные отличия в содержании и стиле изложения, присутствующие в этих двух статьях. "Петербургский адресат Таймс" от 19 августа хорошо знает погибших английских командиров и их семьи. Описывая "побоище галерных флотов", которое произошло в Роченсальме 9-10 июля 1790 года, он вносит в список жертв командира линейного корабля "Не тронь меня" Тревенена, погибшего в Выборгском бою 3 июля 1790 г. Не все восемь фрегатов, участвовавшие в Роченсальмском бою, находились под командой иностранцев. Денисон и Перри действительно хорошо зарекомендовали себя в войне с турками за освобождение Крыма. "Адресат" путается в деталях, но в целом его материал комплементарно оценивает английских командиров на русской службе, скорбит об их гибели. И даже описание поступка Маршалла, который назван "нашим любимцем", с явным намёком на славу отца, — скорее, свидетельствует о его лихости, нежели преступности. Как командир корабля, в условиях боя он мог принимать подобные решения на борту своего фрегата. Настрой статьи от 19 августа скорее сочувственно-комплементарный, чем осуждающий. Автор, вероятно, не является прямым участником событий.
Иное дело — статья от 20 августа. Это пример искажения информации от участника событий, преследующего определённые цели. Выборгский бой достаточно хорошо изучен. Во время прорыва сквозь линию блокирующего флота русских шведы потеряли треть своих линейных кораблей, что означало коренной перелом в войне, так как ни о какой высадке десанта в окрестностях Петербурга речи уже идти не могло. Автор статьи от 20 августа довольно точно излагает картину боя и потери шведов. Они действительно пострадали от своего же брандера, только поджёг он не транспорты, а линейный корабль Enigheten и фрегат Zemire. Картина потерь русского флота полностью искажена, т.к. флот потерь в корабельном составе не имел. Автор текста тщательно смягчает фатальные последствия поражения шведов, используя витиеватые выражения. Далее следует абзац "В последнем столкновении…", описывающий второй Роченсальмский бой и потери в нём русских. Причём, количество пленных дано с точностью до человека — 6389. В архиве президента Адмиралтейств-коллегии графа Чернышова есть донесение о последнем эпизоде Роченсальмского сражения. Выжившие в условиях штормовой погоды офицеры и матросы разбитых русских кораблей выбрались на один из плоских каменных островов залива. Имея только холодное оружие, они попытались организовать оборону. Шведы подвели шлюпы с тяжёлой артиллерией и ударили по острову в упор. Исчерпав возможности к сопротивлению, остатки экипажей эскадры Нассау-Зигена сдались. Видимо, будучи участником событий, автор знает точную цифру попавших в плен моряков, к тому же, в отличие от "Петербургского адресата" от 19 августа видно, что он разделяет Выборгское и Роченсальмское сражения, хотя в тексте сообщения они отделены только абзацами, но не названиями. Не вошедшее в набор столбца "Россия и Швеция", описание "преступления" Маршалла-младшего, напечатано отдельно. Опять-таки, этот короткий текст снабжён витиеватым морализаторством на тему соблюдения библейских заповедей. Он как будто уточняет сообщение от 19 августа об убийстве русского офицера. Только теперь это стрельба по русскому командиру корабля, спасавшему матросов. В реалиях боя это означает стрельбу по русскому кораблю, на котором тот должен был находиться. В любом случае подобный инцидент должен был быть разобран впоследствии судом Адмиралтейств-коллегии. В десятитомнике "Описания дел Архива Морского Министерства за время половины XVII века до начала XIX века" такого судопроизводства не обнаружено, зато в архиве Адмиралтейств-коллегии графа И.Г. Чернышова мы находим письмо выжившего после потопления "Святого Николая" премьер-лейтенанта Пьера-Гарриса от 7 сентября 1790 г.
"Позволю себе известить Ваше Высочество (Вашу Светлость) о моём прибытии сюда, в Санкт-Петербург, из Стокгольма, бывши взятым в плен в последнем деле со шведами, в то время как я имел честь служить в чине премьер (первого) лейтенанта на судне Её Императорского Величества "Святой Николай", Капитан Маршал, под командованием Вашего Высочества.
После почти 9 часового сражения судно в конце концов пошло ко дну, командующий Маршал во время сражения, сломав три шпаги, получил три ранения. Он так ослабел от потери крови, что одной рукой он опирался о моё плечо, а другой поддерживал флаг. Сразу же после он был внезапно сражён вражеской пулей и утонул с флагом в руке. Когда судно уходило ко дну, нас оставалось около сорока, из которых 23 имели счастье быть спасёнными благодаря доблести и верному командованию господина лейтенанта Шатонева который спас наши жизни после того, как мы находились в воде и проплыли примерно час, и который нас вывел на борт судна Бригадира Денисона, на судне которого после почти часового сражения мы были вынуждены спустить флаг и сдаться, поскольку кабель был разрезан пушечным ядром (т.е. перебит якорный канат — авт.) и судно находилось на скалах…
Имею честь оставаться со всем возможным уважением к Вашей Светлости.
Ваш смиренный и очень послушный слуга Пьер Гаррис.
Санкт-Петербург 7 сентября 1790".
Письмо лейтенанта Пьера Гарриса принцу Нассау — Зигену. СПб 7 сент.1790
В своей реляции о проигранном Роченсальмском сражении принц Нассау-Зиген также свидетельствует: "Фрегат "Святой Николай" потонул: неустрашимый Марчал не сошёл с оного".
В 1940 г. военно-историческим отделом Генерального штаба Швеции к 150-летию Свенкезундского (Роченсальмского) сражения были изданы воспоминания шведов — участников трагического для русского флота боя. В этих воспоминаниях подвиг Маршалла и его команды описан ещё более пронзительно: "Харбрейшим из храбрых противников, как говорят, был командир фрегата Маршалл. Упорство и презрение к смерти, выказанное им самим и его экипажем, поразило и восхитило шведов. Хотя его фрегат скорее напоминал остов судна и едва не разваливался, а главная палуба погрузилась под воду — фрегат оставался на поверхности лишь из-за того, что опустился на подводную песчаную дюну — храбрый Маршалл раз за разом выпаливал по шведам залпы бортовой артиллерии, которые наседали на него со всех сторон. Он был ранен в бедро и колено, но, обмотав раны значком командира, продолжал руководить боем, стоя на полубаке и поддерживаемый своим лейтенантом. Но, в конце концов, всякая надежда развеялась в прах, пушки оказались под водой, и фрегат был готов рассыпаться от всякого удара волн, накатывавшихся на него (ранее писалось, что начался небольшой шторм, который рассыпал боевой порядок русских, шведы укрывались за островами, и их трепало меньше), шведское ядро разорвало тело Маршалла пополам, и он скрылся в волнах, перекатывавшихся через фрегат. Русский священник созвал тогда выживших членов экипажа, утешал их на пороге смерти и, в конце концов, протянул им свой крест, который они один за другим смиренно целовали, священник — последним. Тут накатила мощная волна, разбила фрегат, и все, в том числе священник, погрузились под воду. Последнее, что видели шведы, была его вытянутая рука с крестом, сиявшим над черными волнами. Выжившие пытались спастись на обломках, но многих из них прикончили шведские пули и ядра. Шлюпка с фрегата "Святая Мари", посланная его командиром Деннисоном, подобрала только двух офицеров и восемь рядовых. Они были спасены от смерти в волнах лишь затем, чтобы встретить её в другом обличье. Деннисон, командовавший эскадрой фрегатов, сражался весь день. Много раз за день он докладывал Нассау о последствиях того, что галеры и пушечные шлюпы не пришли ему на помощь, но безрезультатно. Примерно в час дня шведская пуля (ядро) попала ему в голову и, смертельно раненный, он упал на палубу".
("SVENSKSUND 1790-1940 EN' MINNESBOK utarbetad av Försvarsstabens krigshistoriska avdelning)
Таким образом, ни шведские, ни русские источники не подтверждают сообщения Таймс от 20 августа 1790 г. о "преступлении Маршалла". Очевидно, молодой командир фрегата "Святой Николай" был оболган. Но кому и зачем это понадобилось?