История одного термина
Трафальгар Балтики
Впервые термин «Трафальгар Балтики» был употреблен Джейн Джоном Фредериком Томасом (1856-1916 г.) теоретиком военно-морского искусства, основателем и издателем «All the World's Fighting Ships», более известного современным военным морякам как «Jane's Fighting Ships» (ежегодный энциклопедический справочник, описывающий все! боевые корабли всех! военно-морских флотов мира).
Название «Трафальгар Балтики» Джейн Джон Фредерик Томас употребил в отношении Выборгского сражения – одной из главных морских битв русско-шведской войны 1788-1790 гг. До недавнего времени отечественная военная историография уделяла мало внимания этому сражению, давая довольно странные объяснения термину Джейна, ограничивающиеся подсчетами соотношений участвовавших в сражении линейных кораблей. Руководствуясь такими соображениями, можно большинство морских битв XVIII века назвать «трафальгарами».

Англо-саксонская морская историография в отличие от отечественной на первое место ставит не храбрость и новаторство Нельсона в области тактики, а его стратегические дарования. Альфред Мэхэн в работе «Влияние морской силы на историю» под «Трафальгаром» подразумевает серию стратегических передвижений английского флота, при которых Нельсон, командуя Средиземноморской эскадрой, нарушив данную ему инструкцию, дошел до Бреста и разрушил планы Наполеона по вторжению в Англию еще задолго до самого Трафальгарского сражения.

«…Эта интересная серия стратегических маневров окончилась 14 августа, когда Вильнёв (командующий французским флотом. – Прим. авт.), отчаявшись попасть в Брест, направился в Кадикс, где стал на якорь 20-ого». Как только Наполеон услышал об этом, так после вспышки гнева на адмирала он, отказавшись от своих планов против Англии, немедленно продиктовал серию движений, которые закончились Ульмом и Аустерлицем. (Бородином и Березиной, – добавим мы. – Прим. авт.) Трафальгарское сражение, состоявшееся 21 октября, таким образом отделяется двухмесячным промежутком времени от обширных операций, которых оно несмотря на то было следствием. Отделенное от них во времени, оно являлось апогеем гения Нельсона, присоединившись к списку успехов, достигнутых им несколько ранее. Справедливо сказать, что Англия была спасена при Трафальгаре, хотя император уже раньше отказался от вторжения в нее; уничтожение здесь французского флота подчеркнуло и наложило прочную печать на стратегический триумф, который бесшумно разрушил планы Наполеона» – пишет А. Мэхэн.
Изданная в 2011 г. работа «Выборгское морское сражение 1790 г. Трафальгар Балтики» капитана первого ранга В.Ю. Грибовского, восполняя пробел отечественной военно-морской историографии, дает должную оценку масштабам операций флота в описываемой войне, где командовавшему русским флотом адмиралу В.Я. Чичагову пришлось решать задачу защиты Санкт-Петербурга и последующего стратегического поражения противника, опираясь исключительно на силы флота. Сухопутные войска России на Севере были «размазаны» по русско-шведской границе. Сконцентрированной в единый кулак армии не имелось.

Напомним, что основные усилия Империи были сосредоточены на Юге, где с 1787 г. шла война с Турцией. Как известно, перелом в русско-шведской войне произошел после того как корабельный (оперативный) и армейский (гребной) флот шведов с экспедиционным корпусом на борту были блокированные флотом В.Я. Чичагова в Выборгском заливе.

У термина «Трафальгар Балтики» есть и еще один оттенок. Нападение Швеции на Россию во время войны с Турцией и масштаб развернувшихся на Балтике боевых действий (в Выборгском сражении с обеих сторон участвовало до 500 боевых кораблей, включая гребные суда с десантом) привел к острой нехватке командиров кораблей и соединений флота. И как во времена Великой Северной войны, эта брешь была заполнена британскими морскими офицерами. Политически правительство Англии в войне 1788-1790 гг. было на стороне Швеции (военные субсидии Густаву III), но профессиональное военно-морское сообщество Британии выступало на стороне России. И роль английских офицеров в этой войне была заметной. Многие из них сложили на ней свои головы.
29 ОКТЯБРЯ / 2019
Из статьи Дмитрия Шмелёва
«Святой Николай и Трафальгар Балтики»

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: rmt-club@yandex.ru
Соцсети: Facebook | Вконтакте | Instagram
© All Right Reserved. Клуб Русская Морская Традиция 2019